Новости Ямальского района
Блог Главы
Кугаевский А.Н.

Новости Ямальский район

Новый опыт, старые ценности: педагоги Ямальского района приняли участие в первом всероссийском форуме «Наставник-2018»

Совершенно уникальное по своему масштабу общероссийское мероприятие, отправной точкой которого стала столица, организовало Агентство стратегических инициатив. 

С 13 по 15 февраля 2018 года в городе Москве проходил первый всероссийский форум «Наставник-2018», направленный на развитие профессиональной среды наставничества, объединил на площадке 75 павильона ВДНХ более 12 000 человек, вовлеченных в практики наставничества. 

Делегация от ЯНАО составила 30 человек, из них трое с Ямальского района: учитель начальных классов Мыскаменской школы-интерната Лариса Горяева, учитель математики Ямальской школы-интерната Ольга Гилева, специалист департамента образования Ямальского района Светлана Пивоварова.  

 «Задача Форума - возродить уникальную традицию передачи опыта и ценностей, заложенную в советское время», - заявил первый замруководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко.

В течение трех дней обсуждались практики наставничества в производстве, социальной сфере, образовании и кружковом движении, в бизнесе и предпринимательстве. Отдельным треком прошел Хакатон по созданию технологических решений, а кульминацией Форума стало награждение лауреатов первого всероссийского конкурса «Лучшие практики наставничества».

Участниками пленарного заседания стали: Андрей Белоусов, Герман Греф, Сергей Кириенко, Андрей Комаров, Виктор Пугачев, Антон Черепенников, Светлана Чупшева, Елена Шмелева, Дмитрий Песков и др.

Необыкновенное приветствие из космоса получили участники Форума с МКС от Героев России Александра Мисуркина и Антона Шкаплерова. Их посланием на Землю стало «космическое» наставление: «Невыполнимых задач не бывает».

Открыл пленарное заседание Михаил Швыдкой, специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству:

«Это первый форум - возрождение очень важной, глубинной традиции, которая помогала создавать действительно великие достижения во всех сферах человеческой деятельности».

Приятным сюрпризом стало появление восхитительной Светланы Хоркиной, двукратной олимпийской чемпионки, 9-кратной чемпионки мира и 13-кратной чемпионки Европы по спортивной гимнастике. Светлана признается, что первые шаги наставничества получила от родителей, впоследствии были учителя и главное – это тренер Борис Васильевич Пилкин, который, по словам Светланы «вел по жизни во время и после окончания великолепной карьеры и учил всему тому, что я умею».

Наставник должен обладать такими качествами, как профессионализм, терпение, вера в победу, в своего подопечного. И сегодня Светлана выбрала для себя главного наставника, который обладает всеми этими качествами - нашего президента Владимира Путина.

В 12 часов дня начались дискуссии в залах тематических потоков и специальные мероприятия. Министр образования и науки РФ Ольга Васильева выступила в дискуссии «Что нужно движению наставников в кружках – регулирование или дерегулирование?» и ответила на вопросы участников, приехавших со всей страны.

В частности, о роли педагога и наставника, о том, для чего великий Ландау говорил в своем кружке с учениками о литературе и искусстве, и заменит ли интернет-образование традиционную школу.

На одной из дискуссий прозвучала мысль: «Принято считать, что движения наставничества раньше не было, существовали лишь отдельные практики и предпосылки для его появления, но на самом деле педагоги это делали всегда и делают сейчас».

В сфере образования наставничество присутствует, и никуда не пропадало, оно сохранило свои традиции с давних времен. Если отбросить ажиотаж, поднявшийся вокруг и сосредоточиться на его сути, становится понятно, что наставничество возникло не на пустом месте. Испокон времен существовали педагоги, врачи, советники, психологи, консультанты и т.д.

Сегодня эти люди вполне могут называться наставниками, менторами, коучами, главное в этой роли это укрепляющее, позитивное влияние одного человека на другого, с целью мобилизации его сил и способностей.

В зале «Крапивин» Анна Кузнецова, уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка участвовала в дискуссии «Наставничество как форма социально-педагогического сопровождения: кто, для кого и как?».

 Когда речь зашла о мерах, которые сегодня реализуются, чтобы поддержать это явление, о регламентах и алгоритмах Анна сказала: «Давайте оставим в наставничестве место для человека».

За регламентами есть риск не увидеть главного, а в наставничестве, в этом ещё одна черта его уникальности, очень большое место занимает личность человека, личность наставника». Хотелось бы верить, что в наставничестве мы будем видеть человека, а не регламент.

В зале «Макаренко» Андрей Шаронов, президент Московской школы управления «Сколково» и модератор дискуссии «Наставничество как новый тип лидерства», рассказал притчу о трёх каменщиках, у которых спросили, чем они занимаются. Один ответил, что он кладет камни. Второй, делающий то же самое, сказал, что зарабатывает деньги, чтобы кормить семью. А третий ответил, что он строит храм.

«Люди, работающие плечом к плечу в одном и том же месте, совершенно по-разному воспринимают, что они делают. Для меня лидерство – это когда вы как лидер людей, которые кладут камни и просто зарабатывают деньги, превращаете в тех людей, которые строят храм».

Это не значит, что люди перестанут получать за свою работу деньги и класть камни, это значит, что свою работу они будут воспринимать по-другому, откроются неизвестные до си пор знания, понятия, убеждения и произойдет расширение сознания. Люди будут делать свою работу с удовольствием – это главная забота наставника.

Президент компании Ward Howel Сергей Воробьев подчеркнул, что мы живём в невероятно изменчивом мире, нужно не обманываться иллюзией того, что с годами мы постепенно становимся мудрее.

«С возрастом приходит мудрость, но иногда возраст приходит один», – пошутил он. И в таком мире, по мнению Сергея Воробьева, самой важной задачей коуча становится вдохновение своего подопечного на подвиги, ведь трудно дать ему готовое решение. «Где-то надо учиться от детей и вместе с ними, а где-то это похоже на преодоление. Надо настроить себя, что мы приговорены к пожизненному образованию, – это норма жизни. Мы приговорены к пожизненному развитию – в этом смысл эволюции».

Программа каждого дня Форума была настолько насыщенная и разнообразная, что временами было трудно выбрать одну площадку, ту самую, которая принесет наибольшую пользу в нашу практику.

Мастер-классы и лекции специальных мероприятий поразили своей необыкновенностью, технологичностью, инновационностью. Правда, проходили они параллельно с дискуссиями, поэтому насладиться ими получилось лишь урывками, благодаря тому, что люди обменивались впечатлениями в перерывах.

Одним из таких мероприятий стал мастер-класс представительницы Корпоративной академии Росатома, руководителя отдела методологии Ульяны Равидовской, на котором она рассказала секрет успешного публичного выступления и научила главному правилу - «сначала суть - потом детали».

Главной темой второго дня Форума стала тема «Люди - легенды наставничества». Четыре лектория с известными людьми, завоевавшими популярность и народную любовь, рассказывают о своей жизни, о своем деле и делятся своими секретами успеха.

На площадки Форума были приглашены: Павел Виноградов, космонавт, Татьяна Покровская, главный тренер России по синхронному плаванию, Александр Цекало, генеральный продюсер компании «Среда», Михаил Казиник, скрипач, лектор-музыковед, искусствовед, педагог, Эмин Антонян, генеральный секретарь, председатель правления Федерации компьютерного спорта России, Александр Бречалов, глава Удмуртской Республики, Александр Володин, директор по стратегическому партнерству социальной сети «Одноклассники», Никита Трынкин, исполнительный вице-президент Star Media.

Павел Виноградов, космонавт, Герой России, говорил о том, что ему всегда нравилась его первая профессия инженера-механика по производству ЛА.

Рассказывал о своем мастере дяде Ване на испытательной станции, который всегда говорил: «Ребятки, давайте дадим нагрузку повыше, нужно выжать из двигателя максимум - на совесть. Если он у нас не взорвется, значит, в воздухе тем более!».

Он был примером того, как человек вкладывает в свое дело всю свою ответственность, душу, горит своей профессией! И если бы я был другим, меня бы интересовала только карьера, я бы уже 10-15 лет назад бросил бы все. Сказал бы «спасибо» и ушел.

Михаил Казиник, скрипач, лектор-музыковед, искусствовед, педагог удивил аудиторию своим неординарным мышлением и эрудицией: «Представляете, в нас 16 золотых сечений: и внутри, и снаружи, и всюду!

Мы выстроены по божественным пропорциям, но…мы это не учитываем. Мы, люди, созданные как богоподобные существа, люди, которые в творчестве, в работе, во всём придерживаются законов и знаков красоты, но мы отказываемся от самого главного - от приоритета красоты, гармонии и логики над всеми остальными формами бытия.

Пока мы этого не поймём, сколько бы нефти и газа мы не добыли из-под земли, сколько бы денег мы не заработали, ничего не произойдёт, потому что мы не сможем на все эти деньги выстроить одной нормальной школы, где ребёнок, которого мы рождаем по золотым сечениям, умный, светлый, его улыбка стоит улыбок всей планеты, будет развиваться».

Михаил Казиник уверен, что наука, образование и искусство составляют единую систему. Разделяя их - мы формируем клиповое сознание, а значит - разрушаем мозг. Зачем физику знание живописи и музыки, а художнику - математики? На эти и другие вопросы отвечает Михаил Казиник.

Генеральный продюсер компании «Среда» Александр Цекало рассказал о неудавшейся попытке изменить традиционную систему образования, продемонстрировал на примерах из собственной жизни, чем отличается педагог от наставника и объяснил, почему он пока не готов создать киношколу: «Я все время думаю о том, что мне надо бы создать какую-то школу и делиться опытом с людьми, но, откровенно говоря, у меня для этого нет времени. Если я начну заниматься школой, я перестану заниматься производством, а производство - это ручная работа, никаких других способов нет. Или ты во все внедрен, или это все в тартарары скатится, а производить ***[плохие] сериалы я не подписывался. Я подписывался производить лучшие в стране, у нас такая заточка», - заявил Александр Цекало, отвечая на вопросы участников мастерской

В 13.00. началась торжественная церемония награждения лучших практик наставничества в Зале пленарных заседаний. Сергей Кириенко, первый заместитель руководителя Администрации Президента Российской Федерации открыл церемонию награждения победителей конкурса «Лучшие практики наставничества»:

«В эти два дня форума „Наставник“ царит совершенно особая атмосфера. На конкурс лучших практик поступило более 4000 заявок. Но понятно, что в стране людей, обладающих уникальными практиками, преданных своему делу, гораздо больше. Спасибо Агентству стратегических инициатив (АСИ) за этот конкурс! Блестящая работа, но в будущем надо сделать больше номинаций и наград. Форум показал, что нет границ ни по возрасту, ни по профессии. Самому молодому – 14 лет, самому пожилому – 101 год. И как сказал Владимир Владимирович Путин, каждый человек талантлив, и задача государства найти этот талант и развить его!»

Крупнейшая алмазодобывающая компания мира «АЛРОСА» создала награды для лучших наставников. 17 наград с бриллиантами подготовлены для наставников–победителей конкурса «Лучшие практики наставничества». Каждая из семи наград, предназначенных для обладателей первых мест и гран-при в персональных номинациях, украшена бриллиантом весом 1 карат. Еще десять наград за вторые и третьи места изготовлены с использованием алмазной крошки.

Не только в столице, но и по всей России вплоть до 7 марта тысячи россиян будут обсуждать, как сделать наставничество системой. Первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ Сергей Кириенко высказал мнение, что форум "Наставник" нужно проводить на постоянной основе: «Этот конкурс, этот форум и вся система по поддержке наставничества должны стать постоянными и приносить огромный результат для тысяч и тысяч мальчишек и девчонок, которые без вашей помощи просто не смогут найти себя в жизни».  

Светлана Пивоварова, начальник отдела аналитико-методической работы Департамента образования Ямальского района
19 февраля 2018